Хиддинк не первый, кто покинул «Анжи» за последнее время. Первой ласточкой стал Роберто Карлос, прельстившийся самостоятельной работой в Турции. Хиддинк же, уходя 22 июля, вновь назвал «Анжи» «проектом». Т.е. из всех слов, которыми можно было бы охарактеризовать дагестанскую команду, он выбрал именно это – «проект».
Возможно, это ничего не значит.
Но возможно, что и значит. Сотни миллионов долларов, закаченные Сулейманом Керимовым в «Анжи», достигли потолка роста – далее ползти вверх в турнирном и игровом смысле только за счет «мёртвых президентов» уже не получается, будь их хоть сколько угодно много. Нужна мысль, игра, нужен тренер, не сомневающийся после каждого неудачного матча в правильности своего нахождения в команде и не заставляющий всем миром себя уговаривать поработать еще немного.
Сборная России, сборная Турции, теперь «Анжи» — все последние команды Гус бросал, когда предстояло решать задачи нового уровня. В России – с омоложением команды и поисками новых стимулов после бронзы Евро-2008, в Турции – после неудачного отбора на ЧМ-2012. Теперь к этому списку добавился и «Анжи» — команду явно надо строить заново: при наличии значительного числа сильных игроков, игры у команды практически никакой нет.
Теперь рулить в команде будет соотечественник Хиддинка, только-только появившийся в команде Рене Меленстеен. Бывший помощник Алекса Фергюсона пришел в «Анжи» 27 июня, а уже 22 июля ее возглавил. Многолетняя работа бок о бок с сэром – явный плюс в биографии преемника Хиддинка, но вот практически полное отсутствие опыта работы в качестве самостоятельного тренера ставит будущее 49-летнего голландца в России под вопрос.
Мучительное, вероятно, решение Гуса порулить еще сезон, которое он принял летом, вместо того, чтобы уйти, теперь представляется шагом почти отчаянным: получится или не получится. Одно очко в двух первых матчах при объективно слабой и непоставленной игре, провалах в обороне и вялой атаке (и это при наличии звездных исполнителей) крайне скоро привели Хиддинка к мысли, что «не получилось». Возможно, маячившая угроза шестиматчевой дисквалификации за толчок судьи в матче с «Динамо» лишь усилила сомнения Гуса.
Может быть, сомнения эти сублимировались в популярную в России мысль «пора валить», хотя официальная формулировка от Хиддинка куда более тонкая, даже слишком: «Я всегда говорил, моя миссия в "Анжи" может закончиться тогда, когда клуб сможет развиваться и расти дальше сам, без моего участия».
И миссия закончилась. В весьма неожиданный и не самый благоприятный для «Анжи» момент.
Как бы то ни было, «Анжи» вступает в новый этап своего развития, который сулит проблем не меньше, чем первый: к махачкалинскому клубу соперники привыкли относиться со всей серьёзностью, а флер новизны и даже некоторого восторга на грани с умопомрачением от приезда в Россию Это’О, Карлоса и прочих уже давно прошел. И идти дальше Махачкале придется уже самостоятельно, без Хиддинка, которого, что-то подсказывает, в России уже никуда не позовут.
Как не позовут в «Барселону», ПСЖ… Хотя все может оказаться банальнее, и почти 11 миллионов евро, которые Хиддинк получал в «Анжи», рискнет платить голландцу кто-то еще, объяснив всем, что же именно скрывается за «миссиями Хиддинка».