«Помимо меня и Руда, из голландцев в тренерском штабе трудился еще Рональд ван Никерк, и нам было безумно интересно в России. Недавно звонил Иса Байтиев, который сейчас возглавил «Терек», интересовался нашими делами. Он очень сожалел, когда узнал, что нам предстоит расстаться. Это я к тому, что кое-кто считает, что у Гуллита не сложились отношения с клубными работниками. Руд с каждым очень тепло общался.
Безусловно, в бытовом смысле Рональду и Руду было сложнее на первых порах, нежели мне, много времени прожившему в России. Больше всего их поражали ваши люди. Они сначала ведут тебя с тобой очень закрыто, но постепенно становятся теплее. Как-то мы попали в автоаварию. Сначала, как обычно, выясняли отношения. Но все закончилось тем, что человек, с которым мы столкнулись, пригласил нас всех на свадьбу. Это совсем не по-голландски. Людей можно сравнить с погодой. В Голландии круглый год климат почти одинаковый, и люди у нас спокойные и сдержанные. А в России человек либо очень холодный, либо очень теплый. Со временем Руд и Рональд это осознали и уже не удивлялись хмурым лицам на улицах, так как понимали, что это могут быть душевые, хорошие люди.
Первое время Гуллита удивляло обилие людей с оружием на улице. Это немного шокировало, так как в Голландии даже полицейские ходят без оружия. Он столкнулся с этим впервые и, естественно, обратил на это внимание. Но когда к этому привыкнешь, ощущаешь себя абсолютно нормально. Не было такого, чтобы кто-то из нас чувствовал себя в опасности. Мы спокойно втроем гуляли по городу – без охраны. Люди подходили к нам, желали удачи, брали автографы. Кстати, чаще всего обращались полицейские и маленькие дети. Жили мы в гостинице «Гранд-отель». Это отличное место, где Руд отлично ладил почти со всем персоналом. Персонал вел себя очень приветливо, никакого дискомфорта мы не испытывали.
Еще Руду нужно было привыкнуть к «тушкам». Гуллит прежде не летал на таких самолетах. Постоянные дальние перелеты – это первое, с чем будет ассоциироваться ваш чемпионат у любого западного специалиста.
У Гуллита не было собственного водителя, была служебная машина Toyota Land Cruiser. Руд любит ездить, поэтому всегда сам сидел за рулем. Постоянно куда-то выбирались. То в Пятигорск сгоняем, то по Ставропольскому краю покатаемся. Руд очень любознательный человек, ему все было интересно. В дороге мы сразу ощущали, что в России в диковинку увидеть чернокожего за рулем. При выезде и въезде в Кисловодск милиция всегда отдавала нам честь. Это так забавляло Гуллита.
Кстати, Руд очень спокойной водитель, никогда никого не обгоняет, едет строго по правилам. Не как многие русские. Сталкивались ли мы с взятками? Честно говоря, нет. Но однажды с нами произошел необычный случай. После игры с нальчикским «Спартаком» мы на такси отправились в Краснодар, откуда должны были лететь в Москву, а оттуда - в Амстердам. Таксист превышал скорость, и нас остановили милиционеры. Наш водитель не растерялся: «Уважаемый милиционер, поймите, Руду Гуллиту нужно срочно домой, он семью неделями не видел. Войдите в положение». Полицейский вошел в положение! Таких добродушных стражей правопорядка в Голландии нет. Будь ты Гуллит или простой житель, если нарушил правила, от штрафа не уйти. Руд потом долго смеялся, когда узнал, как таксист отмазался от штрафа.
Простота Гуллита многих поражала. Он некапризен, незвезден. Хотя сейчас в российских СМИ из него пытаются сделать другого. Клуб заказывал ему билеты из Москвы в Амстердам, всегда предлагал лететь бизнес-классом, на что Руд отвечал: да зачем мне бизнес-класс, полечу экономом, это пустая трата денег.
Руду очень понравился Краснодар. Мы при каждом выезде выбирались в центр города. Без охраны, одни. Гуляли по паркам, заглядывали в кофейни. Гуллит постоянно в шутку возмущался, что я не знаю, куда идти. Мне было трудно переводить шутки и подначивания, тем более что Руд острит каждые 20 минут. Кажется, в 90% мне это удавалось. Команда смеялась.
Интервью в Daily Mail, похоже, либо неправильно перевели на русский, либо его не так интерпретировали сами англичане. Я находился с Рудом почти 24 часа в сутки и знаю, что его устраивало качество поля в Кисловодске на нашей базе. Другое дело, при непогоде нам приходилось тренироваться на других полях. Вот там условия не для клуба премьер-лиги, конечно. Именно это и имел в виду Гуллит.
Мы приехали в Казань, а там снег. Руда все начали расспрашивать про его ощущения. Он шутил: вы видели когда-нибудь негра на снегу? Вот вам и ответ. Шутки шутками, но снег его раздражал. Но не как человека, а скорее как тренера. Ведь в таких погодных условиях тяжело требовать красивой игры.
Пишут, что Руду не хватало женского внимания? Забавно. Это чья-то выдумка. У Гуллита прекрасная жена, которой он очень верен. Таких проблем вообще не было. Хотя на первых порах из-за незнания культуры и местных традиций Гуллит попадал в неловкие ситуации. Например, первое время он всегда пытался пожать руку женщине. Или, например, подходит стюардесса, мусульманка. Спрашивает, можно ли сфотографироваться. Руд по привычке ради приличия кладет руку ей на плечо. Она немного смутилась. Но со временем он освоился.
У нас было мало свободного времени. После тренировки - обед. После вечерних занятий собирались в кафе, обсуждали внутриклубные дела, решали какие-то вопросы. Велосипеды, конечно, себе купили, покатались по горам. В тренажерный зал могли сходить. Также часто собирались у Рональда в номере посмотреть чемпионат Голландии. Заказывали перекусить через Roomservice и следили за каким-нибудь матчем.
Естественно, я первым рассказал Руду про наделавшее шума сообщение-ультиматум на сайте клуба перед игрой с «Амкаром». Руд сначала не поверил: «Такое действительно написали?!» Он был удивлен, но больше на эту тему не говорил. Сказал: ладно, после игры будем разбираться, что да как. Кстати, клуб уже опроверг обвинения и высказывания о том, что Гуллит больше занимается барами и дискотеками, чем футболом. Что сподвигло пресс-службу написать такое? Не хочу спекулировать на эту тему. Мы ведь можем только предполагать. Но все знают, что в Кисловодске нет баров или дискотек, куда мог бы пойти Гуллит. Там есть один клуб – «Малибу», но туда бы Руд не сунулся. Это, скажем так, заведение не европейского класса. Что действительно было - мы со всей командой однажды отправились в ресторан на совместный ужин. Всем игрокам мероприятие безумно понравилось, клуб даже оплатил счет… Все остальное даже комментировать не хочется.
После матча в Перми в раздевалке стояла гробовая тишина. Все понимали, что Руд уходит. Мне кажется, многие игроки еле сдерживали слезы, все были подавлены. Коллектив полюбил Гуллита за то, что он всегда заступался за игроков, брал на себя ответственность за все поражения. От этого обиднее, что эти приключения, как окрестили наше пребывание в России голландские СМИ, продлилось так недолго», - приводит слова Сауера «Советский спорт».