Все бы хорошо, только вот господин Наумов не изложил, откуда у него такие впечатляющие цифры. 13 миллионов. Это ж в офисы НТВ-Плюс очереди должны были выстроиться. А они есть?
Как узнать? Спросить сам «Плюс»? Он, конечно, ответит, но ответит как лицо заинтересованное, причем интересов этих слишком много: надо и показать хорошую динамику роста базы, и готовых платить за «Наш футбол», и много чего еще.
Но можно поступить интереснее.
С момента появления канала «Наш футбол», НТВ-Плюс стал заключать договора с различными кабельными операторами по всей стране, предлагая их абонентам подключать себе за 300 рублей в месяц канал с российским футболом. Выгоды налицо: не нужно покупать или арендовать дорогостоящее оборудование, вешать его на окно или крышу дома. Ничего этого не надо. Проводок в квартиру, маленькая коробочка (чаще, за символические деньги) и «оле-оле».
Одним из первых партнеров НТВ-Плюс в этом направлении стал оператор IPTV в Москве QWERTY, услуги которого доступны для 1,6 млн. квартир в Москве и ближайшем Подмосковье.
LiveSport.Ru обратился к Максиму Раевскому, ведущему менеджеру Службы видеоуслуг компании, чтобы получить ответ: а сколько же реально абонентов, готовых платить 10 долларов в месяц за просмотр «Нашего футбола», каковы вообще предпочтения у абонента платного ТВ, а также узнать, отстает ли Россия в данной сфере от ведущих европейских стран, на которые тот же господин Наумов кивал в том самом интервью.
— Можно ли как-то охарактеризовать абонента, пользующегося цифровым телевидением — cколько ему лет, в какую социальную группу его можно отнести? Или телевидение подключают все от мала до велика?
— Исследования того, кто подписчик нашего ТВ, не проводились, но есть позиционирование проекта QWERTY в целом. Его пользователи — это самая активная часть населения 25 — 35 лет, как правило, семейные, с детьми. Хотя, судя по популярности детских и «ностальгических» телеканалов, наше телевидение смотрят все возрастные категории: от 3 лет (аудитория телеканала JimJam) и до ... даже сложно сказать, до какого возраста, но старые советские фильмы пользуются огромной популярностью.
— Насколько я понимаю, QWERTY имеет возможность собирать статистику, что смотрят абоненты, и, таким образом, оценивать предпочтения зрителей, составлять рейтинги и т.д. Какие каналы и передачи являются лидерами просмотра?
— Да, такие средства есть. Мы активно используем получаемые результаты в переговорах с правообладателями телеканалов, а, в конечном итоге от этого выигрывают зрители, поскольку получают желаемое за разумные деньги.
Когда мы ввели в эксплуатацию весной прошлого (2009) года сервер статистики, довольно быстро родилась шутка о том, что люди покупают наше платное телевидение, чтобы смотреть по нему бесплатные телеканалы. Этому есть объяснение: благодаря техническим характеристикам потока наша «картинка» эфирных каналов хорошо смотрится на телевизорах с большой диагональю. Также спросом пользуются детские, познавательные и фильмовые телеканалы. А вот спортивные каналы, не считая эфирного Россия-2 (РТР-Спорт), уходят в рейтинге за пятый десяток.
Мы точно знаем, что и в каком количестве смотрят наши абоненты, а, например, компания Gallup Media точно знает, кто смотрит. Нам важно знать рейтинг канала, а кто его смотрит — уже не так важно, поскольку это наш абонент, и мы работаем для него. А телеканалу надо знать — угадал или не угадал он свою аудиторию.
— Не так давно в сети QWERTY появился новый хоккейный канал ����-�», но потом пропал. Почему?
— Этот канал «просился» к нам в сеть с момента своего запуска, но тогда предлагаемые условия (включение в базовый пакет, отчисления за абонента, отсутствие тестового периода) были неприемлемыми для нас. Недавно нам было сделано более интересное предложение: тестовый период в течение двух недель и возможность продажи канала a-la carte. Мы воспользовались тестовым периодом, и оказалось, что он занимает
Удельная доходность канала даже с учетом новых ценовых предложений показала его убыточность при включении в пакет «Телетория». Что же касается возможности продажи a-la carte, то по нашей оценке, платить будут не более 30% от тех, кто смотрел. Ну, а с таким маленьким количеством подписчиков ни нам, ни вещателю работать неинтересно.
— В QWERTY почти с самого начала работы транслируется канал «Наш футбол». Какое количество зрителей от общего числа ваших абонентов смотрит этот канал?
— В процентном соотношении количество подписчиков этого канала очень незначительное — около 2%. Интересно другое: из подписчиков канала его смотрят где-то 90%. Рискну предположить, что оставшиеся 10% — это люди в командировках.
— С чем это связано, на ваш взгляд, — с высокой ценой или тем, что количество футбольных болельщиков в России ограничено?
— Дело не в том, что мало болельщиков. Просто мы привыкли, что основные качественные матчи транслируются на эфирных каналах. А раз так — зачем платить? Кстати, есть интересный пример: как только телеканал 7ТВ прекратил показ спортивных передач, его рейтинг тут же провалился.
Опять же, ходят слухи о полном свертывании спортивного вещания «России-2» (бывшего «Спорта»). Как говорится, все операторы платного телевидения аплодируют стоя. Как только спорт исчезнет с бесплатных каналов, количество подписчиков премиальных спортивных каналов, по моим ожиданиям, резко вырастет.
— Если в целом сравнивать уровень развития платного ТВ в России, привычку зрителей платить за телевидение какие-то деньги, с такими странами, как Англия, Италия, Испания, то насколько мы отстаем (или не отстаем?)? Насколько сопоставима стоимость подписки на условный идентичный пакет каналов в Англии (или любой другой западной стране) и России?
— Возьмём для примера наш базовый пакет — «Телеторию». Его стоимость (250 руб. к стоимости Интернета) — около 5 фунтов стерлинга. По ценам Соединённого Королевства — это даром. А ни много ни мало — всё-таки 100 каналов. Качественных каналов. И почему-то не выстраивается очередь абонентов. Наверное, потому, что большинству вполне хватает качества и количества бесплатных эфирных телеканалов. Беда российского платного телевидения в том, что у нас сохраняется всё ещё слишком стойкая привычка к бесплатному ТВ, оставшаяся в наследство с советских времён. Но мы от неё, пусть и постепенно, но избавляемся.
Такие дела. 2 процента. Два процента от общего количества тех, кто в принципе согласился платить за ТВ что-то большее, чем цифры в квитанции по оплате коммунальных платежей.
С другой стороны, многие президенты и руководителя клубов постоянно говорят о том, что «продукт», который они общими усилиями создают, уже более чем качественный, его можно и нужно продавать за солидные деньги. Но эти слова разбиваются вдребезги о суровую реальность, закрыть глаза на которую не могут даже те, кто своими кровными заинтересован в том, чтобы делать вид, что продукт и правда хорош — комментаторы НТВ-Плюс.
Если вы смотрите «Наш футбол», и не только центральные матчи, то не могли не заметить, в какую подчас неземную пытку превращаются попытки комментировать матчи с участием тех команд, кого обычно называют «болотом». И совсем же адские мучения случились с Василием Уткиным, в матче
А вы говорите «продукт».
Наконец, еще одно зеркало, в которое надо бы им там наверху почаще смотреть: телерейтинги. И они безрадостны. Уже который год подряд абсолютным максимумом для матчей РФПЛ является доля в... 4%. Т.е. всего 4 процента населения от тех, у кого на момент трансляции матча был включен телевизор.
92 миллиона за 4 года, которые НТВ-Плюс платит клубам — это мало? Господа, это очень много!
ВГТРК не хочет платить деньги, покупая сублицензию? Кто-то еще удивлен?