ФутболХоккейТеннисБоиПрочиеИгры
LiveВся лентаПрогнозыБукмекеры
  • 3
  • 0
  • 2
  • Кончен бал под блеск медалей

    Итак, сегодня решался, пожалуй, самый важный вопрос для сборной России по фигурному катанию на Олимпиаде в Ванкувере – сумеют ли Оксана Домнина и Максим Шабалин получить медаль?

    В парном катании медали не дали, в мужском одиночном серебряная уже получена, в женском одиночном о награде не стоит даже мечтать. Зато в танцах ещё несколько лет назад, сразу после Турина, начался раскат губы руководства ФФКР на золотую медаль для именно этой пары – учеников школы в Одинцово, где директором Алла Шеховцова. При этом раскатанная губа упомянутого руководства перекрыла ему взгляд на не менее талантливых Яну Хохлову и Сергея Новицкого, поэтому возможность на хотя бы бронзовую награду для этого дуэта всерьёз даже не рассматривалась и не поддерживалась.

    Но, как учит нас мудрость разных народов, «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Шабалин, подчинившись не то собственному желанию победить немедленно и любой ценой, не то приказу Главнокомандующей Российским Танцем на Льду, вышел на произвольную программу чемпионата Европы в Загребе и получил звания чемпиона Европы и инвалида пока непонятно какой группы.

    Курсы лечения и несколько операций на обоих коленях, проведённых в России и доведённых в Германии, смогли только подремонтировать фигуриста, на полное восстановление суставов – если таковое вообще возможно – нужны годы. Однако, Максим и как спортсмен, и как настоящий мужчина, не мог оставить без надежды свою абсолютно здоровую и абсолютно готовую партнёршу, поэтому принял решение кататься через боль и муки, как до него Алексей Ягудин и многие другие.

    Не без помощи Главнокомандующей и её союзников пара Домнина/Шабалин получила несколько чемпионских титулов, но здоровья Максиму они не прибавили. Даже явно поданная медаль чемпионов Европы 2010 года. Естественно, что на Олимпиаде, к которой они шли всю жизнь, Оксана и Максим собирались идти ва-банк. Партнёр вышел на лёд с фиксаторами колена, повязками и прочими чудесами ортопедической техники, но угнаться за здоровыми соперниками даже с ними было крайне трудно.

    Короткий обязательный танец, с повтором установленных движений, судьи оценили лучшим. Для оригинального же Наталья Линичук была вынуждена найти «щадящее» решение проблемы (русский танец, с его коленцами и присядками, чего не поняли мои американские и французские коллеги, находился далеко за пределами возможностей Шабалина), и изобрела то, что, как ей казалось, выстрелит без промаха – танец австралийских аборигенов, движения в котором (как она полагала) не известны ни одному члену жюри. В этом танце Оксана Домнина во всех сложных движениях и поворотах танцевала перед партнёром, прикрывая своим телом неловкие движения его искалеченных ног.

    Нечто подобное сделала в своё время Наталья Дубова с израильской парой Галит Чейт/Сергей Сахновский: в определённых моментах, при проездах перед судьями, Сахновский брал в ту пору ещё очень слабо подготовленную партнёршу на руки и играл на ней как Скрипач на крыше. К сожалению, Линичук сделала роковую для пары ошибку, выпустив её на чемпионат Европы.

    Слабость партнёра была замечена, из стана соперников посыпались протесты «в обход». То аборигены, в жизни не смотревшие фигурное катание, якобы оскорбились искажением их народного танца, то кусочек использованной музыки был использован без разрешения автора – короче, в Ванкувере получивший скандальную известность номер собирались рассматривать чуть ли не под электронным микроскопом.

    Да тут ещё и представители обиженных федераций, задетые не очень умными и ещё менее тактичными выпадами Евгения Плющенко против победившего его Эвана Лайсачека, надавили на руководство ИСУ, в результате чего перед началом оригинального танца некоторым телекомментаторам сообщили имена про-российских судей, за чьими оценками будут наблюдать с особым вниманием.

    Для того чтобы наглядно представить себе рост мастерства танцоров за последние четыре года, давайте, взглянем, какие места заняли лучшие из нынешних пар на Олимпийских Играх в Турине: Танит Белбин/Бенджамин Агосто – второе, Изабель Делобель/Оливье Шёнфельдер – четвёртое, Оксана Домнина/Максим Шабалин – девятое, Шинед Керр/Джон Керр – десятое, Яна Хохлова/Сергей Новицкий – двенадцатое, Федерика Файелла/Массимо Скали – тринадцатое, Натали Пешала/Фабьен Бурза – восемнадцатое.

    Сегодня, после исполнения обязательного и оригинального танцев, перед произвольным расклад был несколько иной. На первых двух местах канадская и американская пары, в туринской Олимпиаде не участвовавшие, третье место у Домниной с Шабалиным и далее по списку: Белбин/Агосто, Файелла/Скали, Делобель-Шёнфельдер, Пешала-Бурза, Керр/Керр и Хохлова/Новицкий. Образно выражаясь, нынче вечером – главная ярмарка тщеславия. Все достают из сундуков лучшие наряды, самые красивые туфельки и самые скрипящие сапоги, вынимают из шкатулок самые дорогие украшения. Посмотри, оцени, позавидуй!

    Вызов принимаем. Смотрим, оцениваем, а, кому стоит, и позавидуем. Начнём с тех, кому на этом балу определено танцевать подальше от оркестра.

    Показавшие красивый, сложный танец Анна Задорожнюк и Сергей Вербилло удивляют меня тем, что до сих пор не укрепились в первой десятке лучших танцоров мира. Пусть пока в её конце, но в первой. Гарный парубок, гарна дивчина. Имеют достаточно и способностей, и опыта, и времени для тренировок. И работают с ними очень опытные наставники – Николай Морозов и Алексей Горшков. Ну, хорошо, Анна, может быть, и не Лена Грушина, зато Сергей – не Русик Гончаров! Где, спрашивается, результаты?

    После самой мощной венгерской секс-бомбы Норы Хоффман и её бомбометателя, Максима Завозина, разогревших публику быстрым темпом, выступать российской паре с «Адажио» Альбинони было нелегко. Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, заявленные на Олимпийские Игры Ванкувера, очевидно, из-за того, что Шеховцова и Писеев не хотели иметь в команде две пары от одних тренеров, выглядели как ученики балетного училища, тайком пробравшиеся на университетскую дискотеку.

    Катались они хорошо и довольно чисто. Не берусь заочно утверждать, что Засуженные мастера спорта России Екатерина Рублёва и Иван Шефер получили бы более высокие оценки (неисповедимы пути судейские), но, по крайней мере, они смотрелись бы достойнее юниоров. Этих же стоило попридержать до Сочи – может быть, попробовав поменять партнёров.

    Милейшие американские рыжики, Эмили Сэмьюэлсон и Эван Бэйтс, задвинутые в иерархии USFSA на роль Екатерины Рублёвой и Ивана Шефера, доставили удовольствие и хорошо прижившейся на американской земле советской школой, и очень приятным лирическим танцем. Ребята получили на тот момент высшую оценку, но вынужден заметить, что Ярославе Нечаевой и Юрию Чесниченко до сих пор так и не удалось сделать из них пару, а не двух отдельно взятых танцоров. У Эмили и Эвана не чувствуется родства душ, характерного для, скажем, пар Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой.

    Пешала и Бурза, стартовавшие третьими в предпоследней группе, своим великолепным танцем вновь доказали, что место первой пары Франции давно должно принадлежать им, но к первой тройке их всё ещё не подпускает собственная федерация, FFSG. Пошли слухи, что Фабьену надоело быть, как принцу Чарльзу, вечным «наследником трона», и что после окончания сезона он собирается с фигурным катанием расстаться. Будет очень жаль, если эта прекрасная пара, впитавшая в себя уроки таких мастеров, как Геннадий Аккерман, Александр Жулин и Олег Волков, покинет фигурное катание без медалей.

    Выступавшие следом за ними на музыку песни Жака Бреля Делобель и Шёнфельдер ещё раз подтвердили слова Гераклита о том, что войти в одну реку дважды нельзя, опять устроив зрителям показ хорошего, уже слегка забытого фильма. Лично для меня, прикованного к телевизору, это был третий повтор понедельника, после «Обыкновенного человека» и «Максима Перепелицы» – зрелище приятное, но до деталей знакомое. Печально, что великолепные танцоры Изабель и Оливье катались в то время, когда конкуренция была сильнее них.

    А после французов Хохлова с Новицким представили обновленный и улучшенный вариант сказки о Жар-птице под музыку того же Игоря Стравинского. После Таллина костюм Хохловой заметно похорошел, прибавив разноцветного оперения. С судейской критикой прежнего наряда я абсолютно согласен: Жар-птица не должна выглядеть ощипанным цыплёнком, подготовленным для бульона.

    Бёдра исполнительницы этого образа должны быть зрелищем, ласкающим глаз, а не вызывать ассоциации с окорочками Буша. Кстати, в Афанасьевской «Сказке о Жар-птице, Иване-царевиче и сером волке» главный герой вырывает из хвоста похитительницы яблок всего лишь одно пёрышко, а на эстонском льду Жар-птица выглядела так, как будто побывала в руках всех детей царской семьи, и каждый драл из неё перья пучками. В Ванкувере Яночка оперилась заново. Публика встретила танец долгими аплодисментами, а судьи – тем же девятым местом, которое у танцоров уже было.

    Закончив аплодировать, зрители пошли размять ноги и посмотреть, что предлагают в многочисленных буфетах. А в это время машина для заливки льда стёрла с него все следы, оставленные прежними танцорами. Sic transit gloria mundi. Никто из первой пятёрки не мог быть уверенным в том, что завоюет одну из трёх медалей – это можно было только предполагать. Поэтому каждая пара выкладывалась в полную силу, а каждая ошибка могла стать, как у сапёра, последней.

    Свой «Фантом оперы» Мэрил Дэвис и Чарли Уайт начали с чистого листа. Вторые после обязательного и оригинального танцев, в произвольном они боролись за первое место против своих же товарищей из Канады и других возможных соперников, но у Игоря Шпильбанда все ученики равно любимы и вражды между ними нет. Даже Танит Белбин с Бенджамином Агосто покинули группу по личным обстоятельствам.

    Я не буду описывать сложность и красоту их танца, который немецкие комментаторы Евроспорта назвали танцем мирового класса – его нужно видеть, так как он принёс американцам серебряную медаль.

    То же самое я могу сказать и о танце Тессы Вирчу и Скотта Мойра на музыку Пятой симфонии Густава Малера, сделавших канадцев Олимпийскими чемпионами - его нужно видеть. Мне даже вспомнился подходящий к случаю анекдот: маленькая собачка бегает вокруг огромного баобаба. Пробежала один круг, прошла второй, запыхавшись, добрела с третьего. Села, почесала задней лапой за ухом и задумчиво сказала: «Это – неописуемо».

    Федерика Файелла и Массимо Скали выступали с тем же танцем под музыку Нино Рота «Эмигранты», с которым в Таллине обыграли Домнину и Шабалина. Более того, они проанализировали слабые места, и танец даже улучшили – в чём, надо полагать, была заслуга привлечённого тренера Натальи Линичук. Но в Ванкувере их танец был оценен ниже, чем у россиян.

    Очень красиво и мощно откатались американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, но их место в Ванкувере было четвёртым – на два ниже, чем четыре года назад в Турине. Правда, к Турину их готовили Игорь Шпильбанд и Марина Зуева.

    Последними стартовали Оксана Домнина и Максим Шабалин. В том, что они выложили на льду, была заметна концентрация всего, что дали им Ирина Фёдоровых, Олег Судаков, Алексей Горшков, Сергей Петухов, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов. После окончания танца, ещё до сообщения оценок, было абсолютно ясно: бронзовые медали уедут в Одинцово, причём Оксана и Максим эти медали не получили, а заслужили за два десятка лет ежедневного тяжёлого труда. Я от всей души поздравляю и самих фигуристов, и всех их тренеров, и школы фигурного катания в Кирове и Самаре с этой победой.

    В центре внимания