Темой оригинального танца в этом сезоне был народный, он же кантри. Поэтому на недавнем чемпионате Европы в Таллине многие удивлялись выбору танца для пары Оксана Домнина – Максим Шабалин. Изумление добралось даже до далёкой Австралии, причём не её крупных городов, где есть лёд и фигурное катание, а, казалось, глухой австралийской провинции, где песок, лес, кенгуру, коала и аборигены.
Провинция, однако, оказалась не только глухой, но и дальновидной. Поэтому ошарашенные аборигены никак не могли понять четырёх вещей: Что такое телевизор и как он всё видит? Что такое фигурное катание и что такое лёд? Каким образом танцы бушменов стали народными для одной из провинций далёкой, неведомой России?
Подученные Большим Белым Бородатым Братом, вожди племён пригрозили выступить на сочинской Олимпиаде со своим, аборигенским, вариантом «Камаринского мужика», после чего торжественно приготовить BBQ из тренера российской пары.
Видимо, Наталья Линичук, многостранный тренер Домниной и Шабалина, так давно не бывала в родном Подмосковье, что забыла, на каком полушарии планеты какие танцы считаются народными и на каком она вообще пребывает. Она, кстати, и для Танит Белбин с Бенджамином Агосто не нашла ничего более близкого, чем пляски Молдавии. Большая оригиналка, жертва не то глобализации, не то альцгеймеризации.
У других тренеров и хореографов фантазия была явно ближе к реалиям. Для Дэвис-Уайта выбрали индийский танец, для Вирчу-Мойра – фламенко. Хохлова-Новицкий танцевали русский танец, Задорожнюк-Вербилло украинский, Файелла-Скалли, разумеется, итальянский, а Делобель с Шёнфельдером – знаменитый французский канкан. Израильтяне Зарецкие напомнили публике еврейские мелодии, а Сэмьюэлсон с Бэйтсом – настоящий американский кантри.
С них я, пожалуй, и начну. Воспитанники российских тренеров, Эмили и Эван показали настоящий кантри-танец американского ковбоя и доярки (ни в коем случае, не с коровой!). На мой взгляд, танец Ярославе Нечаевой и Юрию Чесниченко удался на все 100%, даже некоторые неуклюжести и грубости выглядели так, как будто на льду были и в самом деле американские «свинарка и пастух». Очень живо и очень освежающе, в отличие от большинства танцоров, стартовавших перед ними.
Следующая пара, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, лихо отплясали «Яблочко» с выходом и заходом. Живо, бойко, легко, технически очень неплохо (за исключением пары небольших помарок), но ни я, ни часть зрителей не поняла, зачем было красивой девушке залезать в длинные брюки, матроску и помесь бескозырки с колпаком, скрывающие все её юные прелести?
До Анны Семенович Катя ещё не доросла, так что у неё нет никакого повода что-то скрывать. Самым забавным был финал, когда Катя снимает т.н. бескозырку и распускает прекрасные золотистые волосы, а Дима остаётся с покрытой головой, заставляя публику предполагать под ней не то наличие женских волос, не то, наоборот, изрядную лысину. Тут Елена Кустарова явно что-то не додумала.
В следующей пятёрке интересной парой, с моей точки зрения, были украинцы Анна Задорожнюк и Сергей Вербилло. Очень мило катались красивые, рослые китайцы Синтон Юан-Сун Чжен, но до того, как они войдут в первую десятку, должно пройти ещё года два-три.
Усыновлённые немецкой семьёй Байер на Филиппинах детьми брат и сестра Кристина и Вильям выбрали для себя гавайский танец, который шёл им гораздо лучше любого немецкого. Прокатались они, как обычно, слабовато, но мило. (По идее, на чемпионат Европы и Олимпиаду должна была ехать другая немецкая пара, Нелли Жиганшина-Александр Гажи, но путём интриг внутри федерации российской партнёрше долго перекрывали путь к возобновлению рабочей визы в Германию, постоянно мешали и, кажется, хотят вообще разбить пару, созданную мной по просьбе матери Александра с немалым трудом).
Украинский танец, составленный из разных мелодий, Задорожнюк и Вербилло сплясали, как подобает – Ганна даже не забыла обуть червоные черевички – и были награждены соответственно неплохой оценкой.
А в следующей группе многие танцевали уже не удовольствия ради, а награды для. Первыми на лёд вышли, правда, Яна Хохлова и Сергей Новицкий, с оценки которых за обязательный танец, как я писал, сняли налоги в пользу Домниной и Шабалина. На этой Олимпиаде им, думаю, больше шоколадных медалей не светило. Сергей и Яна были одеты в яркие, богатые костюмы типа «Ехал на ярмарку ухарь-купец», которые прекрасно гармонировали с мелодией «Вдоль по Питерской». В их танце было всё – и комедия, и русскость, и техника (хотя и несколькими не очень чисто исполненными шагами). За недостатки техники их слегка и не совсем справедливо наказали (дав вторые уровни там, где без сомнения были третьи), компоненты оценили довольно высоко.
Оценить катание Изабель Делобель и Оливье Шёнфельдер мне было сложно: все эти элементы и шаги я у них уже видел, поэтому впечатление осталось deja vu. Видимо, за счёт долгого отсутствия тренировок пара даже допустила в технике – их твиззлы были слабее обычного.
Шинед и Джон Керр, наоборот, повеселили публику танцем лесорубов штата Монтана или Канады. Но большая скорость и упор на шоу сослужил шотландцам не совсем хорошую службу – некоторые элементы пришлось исполнять наскоро и, за счёт этого, снижать их качество. При всей красе, танец Хохловой и Новицкого я ставлю выше.
А вот Федерика Файелла с Массимо Скали, оправившись от неудачного обязательного танца, показали в оригинальном высший класс. Их «Тарантелла» в костюмах, если не ошибаюсь, калабрийских крестьян была ничуть не хуже танца во второй серии фильма «Крёстный отец», когда Майкл Корлеоне, скрываясь в Сицилии, приходит на сельский праздник. Можно сказать, что Федерика и Массимо оскаллили зубцы своих коньков на тех, у кого они выиграли на чемпионате Европы и оригинальный, и произвольный танцы и показали самое лучшее зрелище.
А за ними как раз и вышли исполнители танца Хлыновско-Самарских аборигенов, Оксана Домнина и Максим Шабалин. Их лица и тела заметно побелели, как будто аборигенов после Таллина долго держали под сильной струёй душа. То, что их поставят первыми, было понятно, но назвать их танец лучшим у меня просто рука не поднимается. Хотя к паре я отношусь очень хорошо. Хотелось бы послушать, что будут говорить на судейском разборе.
Последняя группа началась с танца Мэрил Дэвис и Чарли Уайта. Индийского, что вызывало сомнения даже у комментаторов. Но американцы сумели так хорошо войти в роль, что были очень похожи на Риту Наргис и Раджа Капура, сбрившего усы и перекрасившегося в блондина. Танец был на редкость хорош, комбинации шагов даже лучше, чем у Оксаны и Максима. Видимо, поэтому и, против ожиданий, их оценили выше россиян.
Александра и Роман Зарецкие исполнили хороший израильский танец на мелодию «Хава нагила». Ребята заметно улучшили своё катание, и я даже удивлялся, как им это удалось при неопытном тренере. Но оказалось, что Галит Чейт (как она предпочитает себя называть) опять сошлась с Николаем Морозовым (разумеется, на льду), у которого работала ассистентом, и Морозов помогает ей работать с парой.
Зал замер, когда на лёд вышли канадцы – Тесса Вирчу и Скотт Мойр. Они танцевали фламенко – но какое! Казалось, в них вложили дух боги испанского фламенко! Уверен, что им могла бы позавидовать белой завистью величайшая балерина нашего и других времён, Майя Плисецкая! Никто, кроме пары Дэвис-Уайт, не могли равняться с канадцами по сложности техники. Правда, и тренеры у них одни и те же. Такой танец мог был быть оценен только первым! Так его, к счастью, и оценили. Оксана Домнина и Максим Шабалин плавно съехали на третье место.
Последними катались тоже очень хорошие американцы и тоже ученики Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, несколько лет назад по личным причинам перешедшим к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову. Они сумели обогнать итальянцев и занять четвёртое место.
Колода карт была довольно хорошо перемешана и завтра, скорее всего, вопрос золотой и серебряной медали будет решаться между канадской и американской парой, а бронзовую, я почти уверен, Оксана Домнина и Максим Шабалин обязательно получат, не дав себя обойти ни Белин/Агосто, ни Файелле/Скали. Не знаю, как вы, дорогие читатели, а я получил несравненное удовольствие от этих танцев. И надеюсь, что завтра нас ожидают не какие-нибудь неприятные сюрпризы, а море удовольствия от самых красивых соревнований фигурного катания – произвольных танцев.