Точнее, это были не совсем танцы, а повзводный смотр строевой подготовки к предстоящему параду, но принцип был очень похожим. Каждый носок сапога должен был быть поднят на одинаковую высоту, каждый шаг – одного размера, все повороты на 45, 90 и 180 градусов абсолютно синхронны. Не помню, что я написал, но помню, как буквально на следующий день после выхода газеты замполит школы приказал мне на утреннем построении выйти из строя, объявил благодарность и приказал ротному дать мне увольнение в город вне очереди. После такого весомого для сержанта поощрения я и решил стать журналистом.
О том, что в танцах на льду оценки судей не зависимы от качества катания, говорят многие. Я тоже написал об этом не так уж и мало, поэтому возвращаться к вечной теме подсуживания и засуживания не стану. Факты скажут сами за себя.
На танцплощадку для исполнения обязательного «Танго Романтика» собрался весьма многостранный и разный по уровню ансамбль из двадцати трёх дам и равного количества кавалеров.
Среди развешанных по периметру катка флагов стран-участниц в сторону высшей ступени пьедестала почёта замахивались флаги Канады, США, Франции, России, Италии и Великобритании (последней в шотландском килте). Впрочем, «победу любой ценой» требовали только ОКР и ФФККР. Кто же имеет реальный шанс победить во всех этапах троеборья – точнее, получить лучшие оценки?
Не знаю, есть ли в Ванкувере тотализатор, но в мире фигурного катания одни делают ставку на Тессу Вирчу со Скоттом Мойром, другие – на американцев, Мэрил Дэвис с Чарльзом Уайтом. Третьи ставят тоже на американцев, но на Танит Белбин с Бенджамином Агосто, четвёртые предпочитают недавно родившую ребёнка француженку Изабель Делобель с Оливье Шёнфельдером. (последние вроде собираются внести с собой на пьедестал почёта ребёнка, если французские коллеги меня не разыграли).
Пятые уверены в том, что президент ИСУ будет пробивать победу для своих земляков - Федерики Файеллы с Массимо Скали, а самые закоренелые оптимисты веруют в удачу Евгения Платова и его шотландской пары, Шинед и Джона Керр. Российские болельщики, в своём подавляющем всё и вся большинстве и униформе маркитанта-пушкаря Куснировича, готовы освистать всех, кто не Оксана Домнина и не Максим Шабалин – так им было велено на инструктаже.
Хотя слухи о заранее проданных местах на пьедестале ходят ещё с минувшей осени и активно обсуждались как на всех предварительных соревнованиях под флагом ИСУ, так и между ними. Следующая группа танцоров была готова удовольствоваться бронзовой медалью, так как большие скульптуры великих людей (и животных) делают именно из этого металла: Яна Хохлова с Сергеем Новицким, молодые французы Натали Пешала с Фабьеном Бурза, достойные итальянцы Анна Каппеллини с Лукой Ланотте. Остальные пары получат право остаться в памяти любителей фигурного катания и его историков.
После того, как вчера Евгения Плющенко засудили судом неправедным, некоторые знатоки фигурного закулисья предположили, что платой за сброс Олимпийского чемпиона Турина на второе место могла послужить медаль в танцах для Домниной и Шабалина. Поэтому их внимание было приковано к первым оценкам обязательного танца. Со следующего сезона обязательный танец исчезнет, слившись с оригинальным, поэтому возможность кого-то поднимать или, наоборот, опускать в три приёма сменится двумя.
Самые юные россияне, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, начали протаптывать дорогу к будущим наградам с четвёртой стартовой позиции. Девятнадцатилетние танцоры показали неплохое юниорское катание со внешним пафосом, характерным для школы их тренеров Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой, наделали массу неточностей и были оценены 29,86 баллами. Выступавшие за ними украинцы Анна Задорожнюк и Сергей Вербилло, тренирующиеся у тандема Николай Морозов-Алексей Горшков, показали уже взрослое, хотя ещё и не полностью зрелое катание, за что получили 33,87 балла.
Вскоре после них на лёд вышла очень интересная пара, выступающая за Грузию: настоящий грузин Отари Джапаридзе и не менее настоящая американка с японскими корнями Алисон Рид. У пятнадцатилетней фигуристки есть старшие брат и сестра, которые выступают на этой же Олимпиаде, но за Японию. Великое дело – глобализация. Рид и Джапаридзе заработали 26,65 балла.
В первой группе, вышедшей на разминку после заливки льда, претендентов на первые места не было, зато в следующей самыми интересными были ветераны танца на льду, Изабель Делобель и Оливье Шёнфельдер. С них начиналась точка подсчёта будущих медалистов. Французы вышли на лёд как на танцплощадку, где их давно ждали, и очень легкими шагами прокатили свой, французский, вариант танго начала прошлого века. Вроде бы придраться было не к чему, но оценку им поставили 37,99 балла – чуть выше среднего.
Что означало: судьи ждут тех, кто, по их мнению, должен танцевать лучше. В мою голову медленно забрела мысль о судейском сговоре – точнее, бартере. Хорошее впечатление произвели на меня американцы Эмили Сэмьюлсон/Эван Бэйтс, с которыми работают главные конкуренты тренерской пары Шпильбанд-Зуева, Ярослава Нечаева и Юрий Чесниченко. Техника танца у Эмили и Эвана на очень высоком уровне, а вот какой-то теплоты, каких-то отношений между партнёрами в танце явно не хватает. Выглядят двумя чужими людьми на чужой танцплощадке.
После довольно опытных израильтян, Александры и Романа Зарецкого, тренирующихся у не очень опытного тренера, Галит Хаит, на лёд опять вышла заливочная машина. Две группы по четыре пары танцоров, из которых, скорее всего, будут выделены три «медальных» дуэта, должны были начинать с чистого листа.
Было очень интересно угадать, на какое место поставят вторую французскую пару, Натали Пешала и Фабьен Бурза – танцоров, практически «Made by Russians». Начинал с ними работать во Франции Олег Волков, потом ещё юных ребят превращал в танцоров в Лионе Геннадий Аккерман, готовивший там к Олимпийской победе свою бывшую ученицу Марину Анисину и ей партнёра Гвендаля Пейзера.
После возвращения Аккермана в Россию пара долго сидела в Лионе, тренируясь у тамошней хозяйки Мюриэль Буше-Зазуи и Ромэна Хагенауэра, но, поняв, что для тех первым номером всегда будут Делобель с Шёнфельдером, перебралась в Москву, где с «Опешалевшей Натали и Обурзелым Фабьеном» работают Александр Жулин и Олег Волков. Красивая пара, которая со следующего сезона, наконец, станет первой французской, показала очень неплохое танго – Жулин, и сам прекрасный танцор, изрядно набил руку тренера на «Ледниковом периоде». Но получили меньше своих земляков – 36,13.
А за ними вышли ученики Шпильбанда и Зуевой, чемпионы США, не проигравшие в этом сезоне ни одних соревнований, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт, и показали абсолютно безупречное танго не виданной доселе красоты. Зал замер. Судьи, казалось, забыли, из каких они стран и дали паре 41,47 балла! Мысль о бартере вздохнула и поползла к уху, на выход. Но тут на лёд вышли Оксана Домнина с Максимом Шабалиным и откатали тоже очень хорошее танго, в котором были заметны школы Алексея Горшкова и Натальи Линичук. Судьи вспомнили, зачем их прислали, и дали паре 43,76 балла, фору больше, чем в два пункта. Мысль о сделке пулей влетела в глубину мозга и пустила глубокие корни.
Очень жалко было смотреть на оценку пары Хохлова-Новицкий. Яна и Сергей показали танго хорошего вкуса и высокого класса, но получили лишь 37,18 балла. Им явно не додали то, что передали Домниной с Шабалиным.
Хороший класс танго можно было увидеть и у Танит Белбин с Бенджамином Агосто, но, уйдя от Шпильбанда к Линичук, американцы не приобрели ничего нового. Правда, и за старые запасы они всё-таки получили 40,83 балла. Федерика Файелла и Массимо Скали, подстраховавшиеся в этом сезоне у Линичук с Карпоносовым, заработали 39,88 балла. Любимые шотландцы Евгения Платова, Шинед и Джон Керр, оказались чужими на этом празднике, несмотря на очень хорошее танго очень хорошего тренера Евгения Платова. 37,02 балла.
Главной интригой дня была последняя пара – канадцы Тесса Вирчу и Скотт Мойр, одни из лучших танцоров последних лет. Что оставили судьи на них? Проблема была в том, что именно танго не очень хорошо получалось у Тессы и Скотта. Но Марина Зуева пригласила создателя этого танца, Елену Анатольевну Чайковскую, ненадолго прилететь в США и посмотреть, где скрывается ошибка. Великий танцевальный тренер пошла навстречу своей бывшей ученице и слетала за океан. В результате Вирчу и Мойр показали лучшее «Танго Романтика» изо всех двадцати трёх, станцованных этим вечером. Но оценку им дали хоть и высокую, но всё-таки ниже, чем Домниной и Шабалину – 42,74.
Итак, после обязательного танца лидируют Оксана Домнина и Максим Шабалин, за ними Тесса Вирчу-Скотт Мойр, Мэрил Дэвис-Чарли Уайт, Танит Белбин-Бенджамин Агосто и Федерика Файелла-Массимо Скали. Сегодня у некоторых судей будет «ночь без милосердия», а потом у всех день без фигурного катания. Нужно же дать спортсменам время отдохнуть, а руководителям некоторых федераций и некоторым судьям поторговаться!