У винного отдела «Гастронома» встретились работяга и интеллигент, страдающие острым пересыханием горла. Решили сообразить на троих. С огромным трудом нашли какого-то умирающего от жажды алкаша. Скинулись по рублю, купили бутылку водки и три пирожка с ливером, вышли из «Гастронома» и пошли искать укромное местечко. Идут, ищут, а сзади плетётся алкаш, готовый выпить посреди улицы прямо из горлышка, и ноет. Проходят мимо спящего в луже пьяницы. Алкаш тычет пальцем: «Вот мы тут c вами ходим, ходим, а люди уже веселятся!».
Cегодня к старту было допущено только двадцать четыре фигуриста, которым ещё предстояло зарабатывать баллы и места в поте лица своего. А вот шесть занявших последние места уже могли веселиться. Евгению Плющенко, как самому именитому гостю, жребий определил состязания заканчивать. Хорошая примета, так как Плющенко «несгораемый». То есть, позднего старта не боится, а по результатам соперников вместе с тренером может решить вопрос о вводе или выводе того или иного прыжка или элемента. Что немаловажно, ведь Евгению буквально в затылок дышали Лайсачек с отставанием всего на 0,55 балла и Такахаси, отстающий от лидера на 0,6 балла. Да и Ода с Ламбьелем находились в опасной близости. Хорошо ещё, что «яркая птица тропических лесов попогей» села на пару ветвей ниже.
Почему я назвал в предыдущем репортаже нынешнее катание муженственным и чем оно не нравится мне и ведущим российским тренерам этого разряда? Рассказываю специально для тех, кого Фазиль Искандер назвал «задолюбами», и для их агитаторов. Мне абсолютно не мешают жить сторонники однопопой любви, хотя я с детства помню стишок: «Крошка-сын к отцу пришёл, и сказала кроха: пипа в пипу хорошо, пипа в попу – плохо!», но на льду следует помнить: оружие мужчины – меч, а не тюбик губной помады.
Мужское одиночное катание обязано вновь стать мужским. Его запах – пот, а не женские духи. Главным критерием победы в соревнованиях по этому разряду фигурного катания должна быть сложность прыжков в четыре оборота, каскадов 4-3 и 4-3-2, а в ближайшем будущем и 4-4, для самых слабых 3А-3Т как минимум. Разумеется, необходимы и шаги, и связки, и красивые дорожки, и красивые вращения. Но к чему изобретать сложные, навороченные связки, если за ними не следует прыжок в четыре оборота? Несправедливо оценивать искусство изящно крутить откляченной женоподобной попочкой и вертеть женоподобными бёдрами так же высоко, как умение прыгать.
Да, фигурное катание на языках стран, где оно рождалось, включает слово «артистизм», но как гарнир к спорту, а не как основное блюдо. То, что четыре полных круговерти задом по новым правилам оценивают выше неполных четырёх оборотов прыжка, возмущает и меня, и всё мужское фигурное катание. Молодое поколение юношей-фигуристов должно смотреть вперёд, а не в зад.
Слава Богу, наконец-то эта тема стала предметом обсуждения не только в кулуарах, но и на судейских разборах. Мужское одиночное катание – это катание Плющенко, Жубера, Вернера, Ван Дер Перрена, Контести, Козуки, Такахаси и тех, кто на них равняется. Каким бы разным по выражению и стилю оно ни было – это катание настоящих мужчин.
А для юношей, чувствующих себя женщинами и чурающихся многооборотных прыжков, можно сделать специальный разряд: одиночный балет на льду, где лучшие оценки будут ставиться именно за шаги, дорожки и вращения всем телом или его отдельными частями. Существуют же международные соревнования только по прыжкам!
Но время вернуться на лёд, где только что закончил произвольную программу юный представитель мужского катания, ученик школы ЦСКА вообще и Елены Водорезовой в частности Артём Бородулин, занявший после короткой программы счастливую 13-ю строчку. Сегодня Артём накатал на личный рекорд, предъявив судьям и зрителям сложнейшую программу, где безукоризненно исполнил каскад 3А+3Т, прыжки 3А, 3Ф, 3Р и чуть-чуть смазал комбинацию 3Л+2Т+2Р и прыжок 3С. Общий итог – тринадцатое место, что для новичка Олимпиады более чем достойно.
Последним в той группе выступал полностью запоровший короткую программу Бриан Жубер. Казалось, француз оправился после неудач и готов к бою, но и в этот раз ему мало что удалось: два каскада 4Т+3Т и 3Л+2Т, да ещё тройной сальхов. Все остальные сложные прыжки и комбинации заканчивались либо перескоком, либо касанием льда рукой. Короче говоря, это был не его день, не его город и не его Олимпиада. В «уголке слёз и поцелуев» Максим Ставиский утешил Бриана надеждой на победу в Сочи, но за четыре года и во Франции «придут иные времена, взойдут иные имена».
После обновления льда и разминки вторым на старт вышел Денис Тен. Видимо, из глубины веков будущего малыша разглядели и передали ему свои гены прирождённого фигуриста Тены забытых предков – корейских и русских. Позавчера Денис уже вошёл в первую десятку лучших олимпийцев, и сегодня почти остался в этой когорте, показав очень хорошую технику скольжения и не хуже – прыжковую. Но два перескока после тройного акселя и тройного флипа дали судьям возможность снизить Тену оценку, в результате чего Олимпиаду он закончил одиннадцатым. Тем не менее, считаю, что даже Плющенко не мог делать в шестнадцать с половиной лет того, что уже умеет Денис, и в Сочи он, безусловно, будет серьёзным соперником сильнейшим мира сего. Одним из них.
Патрик Чэн, грозивший выиграть у Плющенко, прикоснулся спиной ко льду, как Микула Селянинович к сырой земле, и понял, что, готовясь к Сочи, ему пора изучать русский язык. Начав с пословицы «Дай бог нашему теляти волка поймати». Даже притом, что судейская бригада пожалела канадца на его родном поле и не пожалела для него лишних, не заработанных баллов.
В последней группе борьбу за медаль первым начал Эван Лайсачек. Почти двухметрового верзилу (1.88 м без коньков) готовил к сезону, как следовало из официальных данных ИСУ, не только Фрэнк Кэррол, но и тренер-консультант ФФККР, истинная патриотка своего Отечества не то четвёртой, не то даже третьей степени Татьяна Анатольевна Тарасова. Катался и вертелся Лайсачек мощно и красиво, прыгал чуть-чуть коряво, но чисто и получил: за технические элементы 84,57, за компоненты 82,80, за всю произвольную программу 167,37 и в итоге – 257,67 балла. Без прыжка в 4 оборота, но исполнив массу других: 3Л+3Т, 3А, 3С, 3А+2Т, 3Р, 3А+2Т с помаркой, 3Р, 3Ф+2Т+2Р, 3Л и 2А, Эван Лайсачек стал Олимпийским чемпионом.
Почти безупречно прокатал сложную и очень красивую программу Стефан Ламбьель. Такими вращениями не может похвастаться ни один фигурист, они есть только у швейцарцев. Ламбьель прыгнул и четверной тулуп, но при приземлении коснулся льда рукой. 246,73 балла.
Попытался прыгнуть четверной тулуп и Такахаси, но приземлился всем телом на лёд. Все остальные прыжки и элементы ему удались с мелкими помарками: 3А+2Т, 3Р, 3Ф+3Т, 3С, 3А, 3Л, 3Л+2Т+2Р. У японца была самая высокая оценка по компонентам – 84,50 балла, за элементы он получил 73,48, за произвольную – 156,98 и за обе программы вместе - 247,23 балла и бронзовая медаль.
Как я писал в начале, завершал программу Евгений Плющенко. Он вышел на лёд уверенно, в хорошем настроении и спокойно сделал то, что не удалось никому – каскад 4Т+3Т. Правда, в этом каскаде был заявлен и третий прыжок – 2Р, который Евгений делать не стал. Затем столь же спокойно, но иногда чуть-чуть неровно приземляясь, Евгений исполнил тройной аксель, каскад 3А+2Т, тройной риттбергер, тройной лутц, 3Л+2Т, тройной сальхов и двойной аксель. Ему удалось буквально всё, но судьи, оценив компоненты россиянина так же, как Лайсачека (82,80), поставили ему за технику оценку 82,71, тем самым спихнув Плющенко на второе место. При всём моём уважении к Лайсачеку, я считаю, что каскад с безукоризненно исполненным четверным оборотом должен был быть оценен выше.
Но серебряная медаль – это не проигрыш. Как он и говорил в интервью, Евгений Плющенко был и остался Олимпийским чемпионом Турина плюс вице-чемпионом двух Олимпиад: Солт-Лейк-Сити и Ванкувера. Единственным и на ближайшие годы недосягаемым.