При этом даже не так важно место, занятое спортсменом или спортсменкой, ибо здесь, и только здесь, в биографии, действует Олимпийский принцип, высказанный бароном Пьером де Кубертеном ещё в 1908 году в Лондоне: «Главное – не победа, а участие». Олимпиец – это выдающийся спортсмен, пожертвовавший ради Игр детством и юностью, игрушками и играми, друзьями и подругами. Даже свой первый сексуальный опыт они зачастую приобретают «на бегу», между тренировками, принимая любопытство одной стороны и вожделение другой за любовь.
Едва ли не каждый ребёнок, приведённый мамой или бабушкой на каток для укрепления организма против простуды, но проявивший талант фигуриста, покидает лёд на травмированных ногах с боевыми шрамами на коленях, голеностопах, а иногда и тазобедренных суставах. О травмах рук, голов и остальных частей организма и говорить не стоит – это тоже обычная плата за обучение на собственном горьком опыте.
Короче говоря, Олимпиада – это «Формула-1» ветеранов спорта, вышедших из очередного капремонта и тюнинга. Кроме того, Олимпийские Игры – как летние, так и зимние – это радость и грусть, знакомства и прощания, встречи и проводы. Или, объединяя эти чувства, переход из одной среды обитания в другую.
Впрочем, невооруженному глазу это не видно, поэтому оставим больную тему «на потом» и понаблюдаем, как в Год Белого Тигра на льду дворца спорта в Ванкувере сражались эти могучие и прекрасные дикие звери – за немногими исключениями, белые.
Не буду растекаться мысью по древу, а сосредоточусь только на одном виде спорта – фигурном катании. Отсутствие честного, объективного судейства привлекло к нему едва ли не весь звериный мир. И, если на лёд выходят чаще всего тигры, тигрицы или тигрята, то судят их другие хищники – волки, гиены, лисы и шакалы. Вопреки всем законам природы, рулят в этом ноющем ковчеге хамелеоны, меняющие собственный окрас под цвет полученных купюр, и мелкие грызуны, хватающие остатки с барского стола.
Помпезное открытие сезона охоты на золотые, серебряные и бронзовые медали уже слегка подёрнулось дымкой впечатлений и переживаний, когда, наконец, вечером 14-го (в Европе в ночь на 15-е) февраля на лёд Pacific Coliseum пошли двадцать спортивных пар. По дороге едва ли не каждый украдкой бросал взгляд туда, где, как кубики Рубика, стояли части пьедестала почёта. Одни – как на недосягаемую мечту, другие прикидывали в уме, как они завтра взойдут на этот пьедестал и получат зарплату за двадцать лет личного ледникового периода.
Чемпионы Европы Юко Кавагути/Александр Смирнов и чемпионы четырёх остальных континентов Дань Чжан/Хао Чжан, их земляки Цин Пан/Тун Цзянь, прошлогодние чемпионы мира Алёна Савченко/Робин Шолковы, ветераны Сюэ Шэнь/Хунбо Чжао, закалённые бойцы Мария Мухортова/Максим Траньков – «золотоискателей» было хоть отбавляй. Смотреть соревнования пришлось с самого начала, так как первый стартовый номер вытянула cамая взрослая пара – Сюэ Шень/Хунбо Чжао, и хотелось посмотреть, какую борозду оставят после себя эти старые кони.
Даже не дембеля, а контрактники китайской сборной, постигавшие мастерство парного катания по советской школе, которой научил их тренера Бинь Яо, основателя китайской школы фигурного катания, Игорь Борисович Ксенофонтов, выступили для начала очень неплохо – чистые прыжки, выбросы, вращения, оригинальная спираль… Судя по рекордной оценке – 76,66 балла, борозду они пропахали с первого стартового места к трём лучшим – а это очень редкое явление.
Абсолютные новички не только Олимпийских Игр, но и всех взрослых международных чемпионатов, пермяки Вера Базарова и Юрий Ларионов, выступали седьмыми, сразу же после очистки льда. К сожалению, «Евроспорт» решил эту группу не показывать, так что мне пришлось смотреть через компьютер, на экране размером в папиросную пачку. Тем не менее, удалось увидеть мощное катание с несколькими мелкими помарками. Настолько мелкими, что Веру и Юрия поставили на второе место, сразу же за китайцами. Правда, ненадолго, но всё равно приятно. Хочу посмотреть их произвольную программу – тогда, может быть, сумею понять, на что ребята способны в ближайшем будущем.
Неплохое впечатление произвели на меня молодые украинцы Екатерина Костенко и Роман Талан, но по молодости лет и малому опыту они забыли оставить за бортиком собственный страх, поэтому катались втроём с ним, за счёт чего сделали несколько ненужных им ошибок, скинувших пару на предпоследнее место.
В пятой группе первыми стартовали Мария Мухортова и Максим Траньков. Честно говоря, могли бы прокатиться и лучше. Исполняя тройной тулуп, Маша напортачила при приземлении, а Максим и вообще упал. Были и другие помарки, что в результате оценили на 63,44 балла и тем самым лишили пару надежды на медаль.
После них катались Татьяна Волосожар со Станиславом Морозовым, а третьими в этой группе на льду, наконец, показались Юко Кавагути и Александр Смирнов. Вместе со многими затаил дыхание и я: сумеют ли оба партнёра собраться в единый кулак, способный пробить барьер оценки, поставленной Шэнь и Чжао? Пара прокаталась практически без единой ошибки, разве что при исполнении пируэта у Саши можно было заметить заминку в кружении. Но 74,16 балла я считаю явно заниженной оценкой. Хотя, наверное, при повторном просмотре, на замедленной скорости, судьи увидели какую-то ошибку.
В последней группе ясно чувствовалась китайская угроза – обе пары, Цин Пан/Цзянь Тун и Дань Чжан/Хао Чжан, окончательно вытолкнули из первой пятёрки и Мухортову с Траньковым, и обе пары из Канады. А заключительную точку в короткой программе поставила пара из Германии, Алёна Савченко/Робин Шолковы, успевшие исправить таллинские ошибки и вставшие на второе место, между китайцами и россиянами.
Завтра – произвольная программа и награждение чемпионов. Разница в баллах у первой тройки не очень велика. Что день грядущий им готовит?