Битую неделю я твердил о том, что сборная Словении сборной России не чета. Изучал, разбирал, сравнивал. Предъявлял неоспоримые аргументы, приводил безоговорочные доказательства. Уверял окружающих и себя, что наши, если все сделают правильно, поедут на чемпионат мира, перешагнув через словенский барьер, как через порог.
Признаю: безумец. Начал бы с того, что правильный подход к делу у сборной России не в чести – не нес бы всякую чушь про разгромы, а сразу остановился на том, что придется нелегко – и точка.
Потому что не работают голые математические формулы в мире людей, если не учитывают законы физики, химии, биологии и прочие процессы в живых организмах. И ни одно лабораторное исследование, даже в идеальных условиях и с идеальным результатом, не даст точного ответа на поставленный вопрос, если проигнорирует правду жизни.
У меня именно это и получилось. Дистиллированный анализ того, что, на самом деле, кишмя кишит микробами.
Ну да не одному мне следует задуматься над тем, правильно ли я понимаю футбол. Даже Гусу Хиддинку не мешало бы. Он-то ведь перед матчем тоже твердил, что сборная России выиграет в Мариборе и попадет в ЮАР. На что рассчитывал, на что надеялся?
Не сомневаюсь, на то же самое, как и все мы: на превосходство русских футболистов над словенскими по всем параметрам и на практическое знание ими того, как этот соперник обыгрывается. А ведь Гус-то сборную России знает всяко лучше нас. И вот, поди ж ты, тоже ткнул пальцем в небо.
Гуса по ходу матча было немного жаль. Он стал заложником идеализированного представления о футболистах. Всю жизнь вокруг него, а потом под его началом находились профессионалы, которым не надо объяснять, как вести себя в быту, как поддерживать боевой тонус и чем заниматься в перерыве между тренировками и играми. И дважды повторять, какую модель игры применяем сегодня, тоже не надо было. И уж тем более делать это игрокам сборной – лучшим представителям в своей профессии. Вот он и привык.
А российским футболистам надо объяснять. И повторять надо. Желательно не дважды, а трижды. А еще лучше – вообще ничего не втолковывать, а выставить на стол перед игрой мешок денег и предложить в случае неудачи вручить эти деньги соперникам. Причем в сборной мешок должен быть намного больше, чем в клубе. Потому что сборная для них – тот же клуб, только в будни закрытый.
Или вот самый верный способ заставить нашего парня играть – установить ему средней паршивости оклад, зато за победы одаривать золотыми горами. Он своротит эти горы, уверяю вас. А вы думаете, советские футболисты выигрывали в три раза чаще потому, что были понятливее? Не пили – не курили? Книжки читали, в шахматы играли, вместо цирка в театр ходили? Да фиг там. За гонорар и за право выехать с командой в загранкомандировку, откуда можно привезти несколько видеомагнитофонов и прочей заморской диковины, продать на родине и жить целый год припеваючи – за это и корячились.
А нынешним незачем. У них и так все есть. И без гонораров, и уж тем более без заграниц. Оклада хватает. На одну зарплату могут жить.
Вот и выходит, что Гус наивно ждет от них профессионального подхода к делу, битвы за честь национального флага, проявлений высочайшего мастерства – а получает 1:2 в Израиле, 0:1 в Словении и прочие тычки и затрещины от не пойми кого.
Самое ужасное при этом, что соперник нашу сборную, даже когда она в полумертвом состоянии, не превосходит. Словения оказалась до пошлости однообразна. На своем поле она ничуть не отличалась от себя выездной, против России играла абсолютно так же, как против Северной Ирландии: длинные передачи на рывок Дедичу, вяжущий прессинг в центре поля и игра на опережение у своих ворот. Ни техники, ни исполнительского мастерства (лучший игрок этой команды Новакович несколько раз получал мяч в идеальной позиции для удара, бил без помех – и ни разу не ударил нормально!), ни таланта, чтобы удивить соперника. Скучная, предсказумая команда. Рабочая лошадь.
В Москве, когда Хиддинку удалось не только подогнать игроков под общий знаменатель, но и подтянуть им числители, сборная Словении была переиграна показательно – с использованием всех ее слабостей и с применением несвойственной нашей команде, но действенной против такого соперника стратегии и тактики. А в Мариборе она от этого почему-то отказалась. Сомневаюсь, что с подачи Хиддинка. Скорей всего, что-то замкнуло в головах.
Вместо паса накоротке свободному ближнему партнеру начались средние и длинные передачи – идеальные для играющих на опережение защитников. Зачем-то вернулись навесы, бесполезные в матче с грамотной высокорослой командой. Напрочь пропало движение: из центра поля некому было отдать пас на обострение. Такое ощущение, что команда пировала все три дня между первым матчем и вторым. Безысходное ощущение. Возникшее на первых же минутах и больше уже не покидавшее.
Ошибся ли Хиддинк с составом? Судя по двум заменам в перерыве – да. Причем одним из замененных стал Павлюченко, чье присутствие и в московском матче вызывало недоумение. Наверное, голландец влюблен в этого нападающего. Иначе не объяснить, за что он предоставляет тому столько игрового времени. И вот вопрос: неужели игрок, сидящий на лавке в «Тоттенхэме», лучше и полезнее, чем основные форварды «Штутгарта», «Локомотива» и «Динамо»?
Глядя на то, как яростно вошел в игру изголодавшийся по сборной Погребняк, в это не верится.
Менять после первого тайма следовало не только Павлюченко. Отвратительно сыграли обе ключевые фигуры линии атаки – Билялетдинов и Аршавин. Первый неутомимо пасовал соперникам, второй не мог ни обыграть, ни отдать. Есть подозрение, что Динияр очень стремился стать абсолютным героем этого противостояния, поэтому вместо простых продолжений избирал архисложные и оттого весьма неуместные. А Андрей за неимением в сборной партнеров уровня «арсенальных» скис и расхотел играть. А чем еще объяснить, что в «Арсенале» он непогрешим, а в сборной провалил четыре последних матча, в том числе все решающие? Не иначе, гордыня обуяла нашу звездочку, заразила презрением к уступающим в мастерстве партнерам.
В этом, к слову, принципиальное отличие Андрея, скажем, от Дидье Дрогба, который тоже на порядок сильнее партнеров по сборной Кот д`Ивуара, но не кичится этим и не воротит носа, а играет на команду. Да и от многих прочих выдающихся мастеров – тоже.
Единственное светлое пятно – Акинфеев. Если бы не он, сейчас и судить да рядить было бы не о чем: мы бы и в Москве победу, намечавшуюся стать крупной, упустили, и в Мариборе получили в свои ворота больше одного мяча. Хорошо, что у нас есть такой вратарище. Плохо, что в поле у нас никого похожего нет. Да, есть Зырянов и Семак, к ним тоже минимум претензий, первый отчаянно призывал партнеров к активности, второй этой самой активностью, появившись после перерыва, подавал им пример. Есть неутомимый Жирков, он тоже усердно бился за спасительный гол, но Юрию не хватило игровой практики. Слишком много он пропустил. Да и незабивной он. Дважды, по разу в каждом из матчей, чисто выскакивал один на один с вратарем – и оба раза лупил по мячу от души, с замахом из-за уха, вместо того чтобы тихонечко покатить Хандановичу под опорную ногу.
А в остальном – серость и мгла. Ничуть не лучше Словении.
Полтора года мы тешили себя иллюзией, что сборная России вышла на новый уровень, стала лучше, нежели прежде. Получилось же, как у Булгакова: Шариков ненадолго заговорил, а потом вернулся в первоначальное состояние. Потому что говорить – еще не значит быть человеком, и наука пока не знает способов превращать собак в людей. Так и Хиддинк: попробовал совершить чудо, кое-что у него получилось, команда ненадолго засверкала, заискрила, заиграла на балалайке, но природу не обманешь, и постепенно она вновь стала такой же, как в начале славных гусовых дел.
Бестолковой лопоухой дворнягой.