Уже сейчас в списке участников турнира, победители которого выходят в премьер-лигу, фигурируют две команды, занявшие в прошлом году всего лишь третьи места во втором дивизионе – «Краснодар» и «Нижний Новгород».
И это вовсе не предел: под вопросом существование «ФК МВД России», и в случае его, а также чьего-нибудь еще, бесславного исчезновения с футбольной карты занять вакантные места будет предложено четверым, пятым, шестым, десятым, двенадцатым и так далее командам зон второй лиги. Тем, у кого хватит денег.
Напрашивается резонный вопрос: а что же прошлогодние неудачники и коллективы, которым в том сезоне не хватило малости, чтобы сделать шаг наверх, и которые финишировали на вторых местах?
Неужели у них, страстно лелеявших мечту о попадании в первый дивизион-2009, за два месяца опустились руки и изменились планы? А если ничего не опустилось, зачем они лезли наверх или цеплялись за карниз, чтобы не рухнуть, если в начале следующего сезона у них нет средств для достойного существования?
В прошлом году ПФЛ решила сократить состав участников первой лиги до 20 команд, поэтому осенью ее покидали семь аутсайдеров. За то, чтобы выжить, слабаки бились неистово. Проклинали судей после поражений, платили двойные премиальные, стимулировали соперников своих конкурентов. Не знаю, но догадываюсь, что и игры покупали, и арбитров, и собственных соперников.
Вылетевшие рыдали.
Спасшиеся плясали от счастья.
Через два месяца двое спасшихся – «Спортакадемклуб» и СКА – по собственной инициативе пополнили ряды вылетевших. Которые уже давно утерли слезы и на предложение ПФЛ восстановить статус отвечали вежливым, но твердым отказом.
Тем временем во второй лиге точно в той же манере и теми же способами лез наверх, распихивая локтями окружающих, «ФК МВД». Вылез. И не знает теперь, на что ему жить. Если милиционеры так и не станут миллионерами, то есть, в начале следующей недели не подтвердят гарантий участия в турнире первого дивизиона, то чтобы заполнить образовавшуюся вакансию, Профессиональной футбольной лиге придется свистать наверх практически всех. Без разбора.
Поговаривают, что среди четвертых-пятых мест второй лиги-2008 нет практически ни одного платежеспособного клиента. Да и откуда большие деньги у «Губкина» и «Горняка» из Учалов, в Костроме и Твери, Серпухове и Братске?
Поэтому наиболее вероятным «заместителем МВД» сегодня видится сочинская «Жемчужина». Прошлый год она закончила шестой в зоне «Юг». В пересчете с умножением получается, что она поделила в том сезоне 26-30-е места. Или 64-68-е во всем профессиональном российском футболе – считая высшую и первую лиги…
А случись до начала первенства экономический коллапс с кем-нибудь еще – кем его придется менять?
Вариант сокращения первого дивизиона до 18 команд ПФЛ не рассматривает. Николай Толстых полагает, что в этом случае неразумной становится система обмена между дивизионами, которая предполагает сегодня вылет 5 из 20 клубов, что для соревнования с 18 участниками слишком много. Неприемлем и иной количественный вариант, так как для этого придется проводить переходные и стыковые матчи и лишать кого-то из победителей зонального турнира законного права повышения в классе. Руководитель ПФЛ уверен, что 20 лицензированных клубов наберется.
С таким подходом, надо сказать, согласны далеко не все. Недавно разговаривал с президентом «Урала» Григорием Ивановым. Он признался, что не приветствует этот рекрутский набор.
«Если команда не выполнила задачу или еще совсем недавно была не готова к тому, чтобы ее решать, то и не надо на нее рассчитывать. Третье место, пятое – эти клубы даже в своих зонах не смогли выдержать конкуренцию, а мы теперь искусственно вытягиваем их наверх.
Первый дивизион – это совсем другие расходы. Одни перелеты на Дальний Восток чего стоят! А их в этом году немало. Квалифицированные игроки, зарплаты, премиальные… Потянут ли все это команды, которые еще недавно ни к чему подобному не готовились? И не получим ли мы в очередной раз в середине сезона группу банкротов, не способных продолжать турнир?»
А ведь и в самом деле…