Истоки кризиса
В 2000-м году произошел раскол — клубы-гранды, которые были обеспокоены отсутствием каких-либо гарантий относительно участия в Евролиге ФИБА даже в случае успешного в ней выступления, а также недовольны суммой доходов от продажи телетрансляций и смехотворными даже по тем временам призовыми, создали свой турнир, бойкотировав официальные соревнования.
В итоге стартовали независимые друг от друга Супролига ФИБА и Евролига УЛЕБ. За последней стояли лучшие клубы Испании и Италии, и это во многом предопределило успех — появились спонсоры, щедрые контракты и большой зрительский интерес.
ФИБА же откровенно прогадала с форматом проведения последнего розыгрыша собственной Евролиги — 20 команд были разделены на две группы, из-за чего число проходных матчей в каждом из 18 туров просто зашкаливало. В итоге в 2001-м ФИБА отошла в сторону, сосредоточившись на национальных сборных, а УЛЕБ успешно провела переговоры с топ-клубами, которые до последнего сохраняли верность международной федерации. Благо, проблем с доводами у каталонцев (именно там находится штаб-квартира УЛЕБ) не было.
Развитие конфликта
Теперь ФИБА хочет прибрать к рукам ведущие континентальные турниры. Но вместо того чтобы перенимать положительный со всех сторон опыт конкурентов, в ФИБА пошли другим путем. Лига чемпионов возвращает нас во времена, когда спортивный принцип преобладал над зрительским интересом и финансовой привлекательностью.
Планируется, что в сезоне-2016/17 в ЛЧ примут участие 56 команд из 30 стран, в том числе клубы из Кипра, Латвии, Бельгии и др. Федерации т.н. «карликов», имеющих ровно такое же право голоса на официальных собраниях, как Испания или Италия, — один из немногих козырей в рукаве ФИБА.
Но и один из основных. Выяснив, что большинство клубов предпочтут новому турниру старые, ФИБА принялась угрожать дисквалификациями сборных от участия в международных турнирах, как это было в начале нулевых.
Последние убеждены, что использование административного ресурса нарушает основополагающие принципы антимонопольного права ЕС. В феврале Euroleague Basketball отправила жалобу в Еврокомиссию — нарушать права не позволено даже таким большим дядям, как ФИБА. Да и что, скажите на милость, дяди, вы планируете выиграть от возможного отстранения сборных Испании, Италии или Франции? У ФИБА попросту нет ответа на этот вопрос. Как и на то, сколь сильно упадет популярность чемпионата Европы без вышеперечисленных сборных.
Финансовая составляющая
Заинтересует ли европейские гранды призовой фонд Лиги чемпионов ФИБА, составляющий 4,42 млн евро? Прямо скажем, вряд ли. Призовые в размере 500 тысяч евро, которые достанутся победителю турнира, не покроют расходы даже на одного баскетболиста из заявки.
То ли дело Евролига УЛЕБ с ее 36 миллионами на 16 команд (минимум в восемь раз больше).
Судя по всему, сейчас развернется битва за турецких спонсоров турнира УЛЕБ — Turkish Airlines и Dogus, дочерний проект которой «Дарюшафака» пока не получил никаких гарантий относительно участия в самом престижном состязании.
Позиция России
Среди стран, получивших квоты на участие в основном турнире Лиги чемпионов, России не оказалось. Путевки достались лигам и федерациям, ранее подписавшим с ФИБА соглашение о сотрудничестве. Единая лига ВТБ в этот список не входит.
Как известно, боссы Лиги ВТБ ранее заключили соглашение с УЛЕБ, рассчитанное на четыре сезона. Согласно документу, если российский клуб выиграет Еврокубок, то Лига ВТБ получит три гарантированных места в Евролиге – помимо лицензии «А» для ЦСКА и одной лицензии �».
Подобный сценарий в России поддерживают все. Кроме РФБ. С одной стороны, Андрей Кириленко называет решение о дисквалификациях сборных, если таковое будет принято, глупым и недальновидным. С другой, считает позиции Евролиги и Жорди Бартомеу абсолютным злом.
Пока же происходящее абсолютно не вяжется с, кажется, главной задачей и одних, и других. Развитием баскетбола.