Три истории о неизвестном Кройфе
Французское издание L`Equipe в память о Кройфе подготовило рассказ о мало кому известных фактах из жизни выдающегося голландца.
«Посмотрите внимательно на фотографию с финального матча чемпионата мира 1974 года: голландцы, игравшие в экипировке от Adidas, одеты в майки оранжевого цвета с тремя черными полосками. Все, кроме одного: Йохана Кройфа. На плечах главной звезды сборной Голландии есть только две полоски. Кройф, имевший личный контракт с Puma, был недоволен работой федерации со спонсорами. "Мне пришлось отказаться носить эту майку, потому что контракт поставщика не предусматривает ни копейки для игроков, все остается федерации. В знак протеста я сделал футболку с двумя полосками вместо трех и играл в ней в финале", — рассказывал позже Кройф», — вспоминает L`Equipe.
Кроме того, французские журналисты коснулись непростой для Кройфа темы чемпионата мира 1978 года, который, как считается, он пропустил из-за физической и психологической усталости. Возможно, на его решение повлияло событие, случившееся за чуть менее чем за год до турнира.
«Тогда Кройф рассказывал такую историю: "Несколько месяцев назад я стал жертвой попытки похищения в моем же доме в Барселоне. Преступник вошел ко мне, взломав дверь. Преступник. С непокрытой головой. Этот парень жил четыре года в Голландии и всех нас знал. Он хотел похитить нас. Это плохие воспоминания. Очень плохие. Я даже не помню, какой тогда был месяц. Год, да, 1977. Остальное стерлось из моей памяти. Ну…не совсем все. Связали, угрожали пистолетом. То же самое касается и моей жены. Я буду помнить об этом всю жизнь", — вспоминал Кройф».
Третья история призывает не забывать о том, что Кройф успел поиграть во втором испанском дивизионе. В 1981 году, с марта по май он провел 10 матчей за «Леванте», в которых забил два гола. На первую тренировку с его участием собрался полный стадион.
Революционер
Испанская Marca рассказывает о революционных тренерских решениях Кройфа, который добился серьезных успехов с «Аяксом» и «Барселоной».
«Едва успев повесить бутсы на гвоздь, он вернулся в "Аякс" и устроил там революцию. Приученный к тотальному футболу Ринуса Михелса, Кройф трансформировал главные игровые основы амстердамского клуба. Позже то же самое он сделал в "Барселоне". Оба клуба многим обязаны Кройфу.
Он не боялся использовать на тот момент авантюрную схему 3-4-3, будучи ярым приверженцем атакующего футбола. Более того, в 1984 году (на тот момент директор "Аякса") потребовал, чтобы все юношеские команды клуба играли в линию с тремя защитниками.
Кройф оказал бесценное влияние и на развитие "Барселоны". Хотя сначала ему пришлось пережить два непростых сезона. Все изменил один результат: победа над "Реалом" в 1990 году. Потом были четыре кряду четыре и триумф в Кубке европейских чемпионов. Та "Барселона" заработала себе прозвище Dream Team».
Вечные следы
«Йохан Кройф и его священные принципы оставили вечные следы в футболе», — под таким заголовком вышла статья об одном из лучших игроков в истории в The Telegraph.
«13 февраля – только 40 дней назад – Йохан Кройф сказал, что в его борьбе с раком наметилась позитивная тенденция. "Сейчас у меня есть ощущение, что счет 2:0 в мою пользу после первой половины матча, который еще не закончился. Но я уверен, что в конечном итоге я выиграю", — поведал он тогда всему миру.
Он оставил вечные следы в игре, в отличие от многих не менее выдающихся личностей, исчезнувших в темноте после завершения карьеры. Альфредо Ди Стефано, Пеле, Диего Марадону, Джорджа Беста и других звезд двадцатого века помнят за их невероятный талант. Но никому из них не удалось сделать последующий вклад в интеллектуальное богатство игры».
Значимость и характер
«У Англии были "Битлз". У Голландии Йохан Кройф. По своему художественному содержанию они были слишком разными, но его наследие является столь же важным.
Кройф был не только важной фигурой в тактических революциях в 1960-1970 годах.
В статье, приуроченной к 50-летию Кройфа в 1997 году, голландский писатель Уберт Смитс отмечал, что Кройф сделал больше чем кто либо другой для формирования современной Голландии.
Он воплощал в себе дух и идеи 1960-х годов так же сильно, как Джон Леннон. Он всегда был серьезным, зверски конкурентоспособным и заинтересованным в деньгах. Однажды он сказал: "Когда моя карьера завершится, я не смогу зайти в булочную и сказать: Я Йохан Кройф, дайте мне немного хлеба".
Кройф первым потребовал денежную компенсацию за то выступления в сборной, хотя раньше об этом даже не помышляли. Когда он узнал, что чиновники из федерации оформляют страховки для зарубежных поездок, а игроки нет, то потребовал исправить ситуацию.
На футбольном поле он не боялся принимать важные тактические решения, существенно влияя на происходящее на поле не только в качестве сверхталантливого игрока», — пишет The Guardian.